Военные походы
В стольном граде Киеве царит мир и покой: никто не осмелится на лихое душегубство при великом князе Владимире. Если случится спор, его разрешают честно — раз на раз, чтобы выяснить, кто прав. Но другое дело — за стенами города, там можно и коня потерять, и голову!
Витязи
У всех персонажей, которые являются витязями / поляницами или княжичами / княжнами, сделана соответствующая отметка в заявке.

Какой же витязь без оружия — отправиться в поход можно только оружно! Каждый витязь должен взять с собой в поход палицу / булаву / топор / иное оружие, которое эстетически соответствует Руси начала XI века (кроме мечей — это маркер Рюриковичей, по типу вооружения в том числе игротехник будет определять, кому давать славу богатырскую после военного похода). Для персонажей из степных народов допустимы сабли.
Рюриковичи обязаны использовать княжеское оружие — меч, вне зависимости от того, идут они в поход как обычные витязи или возглавляют дружину.

Материал — текстолит или ларп. (Текстолит можно использовать только как маркер витязя и носить на поясе. Потешные поединки / тренировки — только на ларпе, если вам вдруг захотелось молодецкую удаль друг другу показать!)

Если у вас есть сомнения в том, подходит ли ваше оружие эстетически в принципе / для персонажа — спросите заранее. Безусловно запрещены гладиусы, катаны, оружие со сложной гардой или фэнтези элементами в декоре. Древковое / стрелковое оружие на игре не используется.

Взрослые Рюриковичи, старшие дружинники и богатыри могут пользоваться большими щитами. Требования к ним те же: соответствует эстетике региона и времени (капли до 1,35 метра длиной и 65 шириной или круглые от 40 см до 1 метра диаметром). Баклеры нельзя. Если щит применяется в потешных поединках, должен иметь смягченный край.

Витязем можно стать на игре. Вызовите раз на раз (см. ниже) одного из витязей — если вы сражались с ним в кругу и даже проиграли, отныне он отвечает за ваше обучение и отдает вам одну из своих бусин доблести (подробности о воинской доблести будут позже). Возьмите перед поединком у карты макроРуси обруч витязя. Обратите внимание: вступление в дружину — серьезный шаг, после этого вашей прошлой деятельностью душа у вас заниматься больше не лежит! Вы решили круто поменять свою судьбу.
Отроки
Отроки — любые персонажи с отметкой «дети», которые отправляются в поход (обратите внимание: дети «+1 ко взрослому» не участвуют в моделях и не могут отправиться в поход как отроки в дружине!).

Отрок всегда сопровождает в походе конкретного витязя / поляницу или взрослого Рюриковича, возглавляющего дружину. Отроков не может быть в дружине больше, чем взрослых витязей.

Если отрок дружину возглавляет, он считается в «лимит детей» и тоже требует взрослого сопровождающего (мамку/дядьку) из витязей/поляниц своей дружины.
Дружины князей
Для участия в военных походах князья и княжичи собирают себе дружину. Дружина собирается заново для каждого военного похода.
Минимум кроме князя в дружине должно быть еще 2 дружинника. А если стольких не набирается, то какая ж это дружина.

Возглавляющий военный поход Рюрикович оказывает почести витязю (или отроку), вступающему в дружину. И чем более славен витязь, тем более щедрые дары положено ему преподносить. Витязь сам решает, вступать ему в дружину или нет, может и отказаться.

Князь может взять витязя к себе в побратимы. Тогда этот витязь всегда в его дружине и не надо ему за это платить. Тогда делят судьбу князь и побратимы - и славу, и бесславие! Зато будучи побратимом, можно рассчитывать на важные должности, если будет князь твой возвеличен, или на печальную судьбу, в случае его падения.
Киев — безопасный город, где сложно коварно убить другого. В городе боевые взаимодействия запрещены (кроме выхода раз на раз в молодецких играх). Но побратим всегда может убить своего князя, а князь может казнить побратима.

Бои раз на раз
Если кто-то не поделил что-то, если кто-то считает, что ой как не прав другой житель города, если хочется проучить кого-то за поступки недостойные, то на Руси принято раз на раз вызывать — решать проблему кулачными боями.
Для витязей кулачные бои — самый простой способ, чтобы снискать славу и получать более богатые дары за участие в походах.
Принято звать на кулачные бои зрителей, чтобы славнее была победа, и чтобы знал народ, кто самый могучий витязь!

Раз на раз
Правила основаны на игре «ладошки».

  • Чтобы подраться в кулачных боях витязи рисуют вокруг себя круг радиусом в 1 шаг.
  • Для борьбы используются только ладошки. Вы можете давить друг другу на ладошки, хлопать в них, убирать в сторону (уворачиваясь от падающего противника). Главная задача, вывести противника из равновесия, чтобы он сделал шаг из круга.
  • Кто первый переступит очерченный круг, тот и проиграл!
  • Проигравший отдают одну свою бусину славы выигравшему.
Торговые караваны
Торговые подворья выбирают направление, откуда они хотят привезти товары, и отдают распоряжения на макрокарте. Для защиты от возможных нападений торговцы нанимают княжескую дружину. Можно нанять любое количество отрядов и договориться на любые условия. «Небоевые» персонажи могут быть караванщиками, ходить «просто посмотреть» на проход торговых караванов ходить нельзя (во избежание путаницы).

Для того, чтобы получить товары, каждый караван должен пронести по установленному маршруту объемный груз. Груз должны нести ровно два человека (не обязательно витязя). В одиночку поднять его нельзя, даже если витязь чувствует в себе силу это сделать.

Область тропы для прохождения каравана будет отмечена лентами красного цвета (ленточки будут повязаны на деревья). Выходить за пределы тропы участникам каравана и тем, кто хочет караван ограбить, категорически нельзя. Вышедший за границу считается потерявшимся. Он возвращается в Киев.

На прохождение тропы дается 30 минут. Если за 30 минут груз не был доставлен в финальную точку, то считается, что торговый караван не достиг успеха.

Товары получает тот, кто доставит груз в финальную точку. Два любых человека могут поднять лежащий на земле груз и донести его до финальной точки, если смогут.

То, что торговое подворье собирается забирать товары по определенному направлению, будет видно на макрокарте. Любой отряд может заявить, что грабит торговый караван. Об этом нужно тайно сообщить мастеру у модели макроРуси. Дружину, отправившуюся лихачить, на карте не видно — заранее про атаку никто не узнает. Атакующие могут как угодно маскировать свою личность, кто кого узнает, тот узнает.

  • Витязи (как защищающие, так и нападающие на торговцев) могут получить славу, добрую или недобрую, если о них расскажут на пирах сказители или напишут летописцы.
  • Вполне возможно, что ваш караван никто не атакует и вы спокойно прогуляетесь с грузом.
  • В данном типе взаимодействий нельзя погибнуть!
Караваны
На торговом маршруте действуют правила игры «колдунчики» (они же «салочки» или «чай-чай-выручай»). На каждом участнике каравана на плече с помощью липучки будет зафиксирована длинная ленточка (все выдадут в начале маршрута). Любой другой человек, будь то лихой человек или витязь из другого каравана, или же собственный витязь, может сдернуть эту ленточку с другого и он считается выбитым. Ленточку необходимо бросить на землю тут же.

Выбитый человек поднимает руки вверх и повторяет «чай-чай-выручай». Он не может говорить иных слов или двигаться. Если выбили любого из двух караванщиков — груз тут же кладется на землю.

Любой человек может также освободить выбитого товарища, прикрепив ленточку обратно. Тогда выбитый может действовать с полными возможностями.

Выбитый не может освободить другого выбитого, даже если технически может дотянуться.

Забрать груз можно лишь тогда, когда он лежит на земле. Нельзя вырывать груз или подхватывать из рук у других участников.

Срывать ленточки могут лишь витязи и Рюриковичи. Торговцы, скальды или иной люд, что в битвах не участвует, не могут срывать ленты, но могут помогать своим витязям и возвращать их ленты.

Можно получить дополнительную ленту следующими способами:
  • Иметь щит: на щит вешается одноразовая лента другого цвета, которую надо сорвать до того, как срываешь ленту с человека. Ленту вернуть на щит нельзя, после ее применения щит отбрасывается (витязь может его забрать и снова использовать после возвращения из каравана).
  • Богатырь получает дополнительную ленту на второе плечо, чтобы его выбить надо сорвать обе ленты. Обе ленты можно вернуть на место, но вернуть ленту богатырю может только другой человек. Сам богатырь вернуть себе ленту не может.

Нельзя толкать, пинать и силово воздействовать с другими участниками. Можно только аккуратно срывать ленты, чтобы выбить или освободить. Будьте бережны друг к другу!

Во время сопровождения каравана щит можно держать, как удобно, можно закидывать за спину или цеплять на себя.
Во время сопровождения каравана можно бегать, но будьте аккуратны к себе и окружающим. Не нужно на скорости влетать в других людей.

Ленты можно срывать и одновременно, если хватит ловкости.
Усобицы
То, что один князь пошел войной на другого князя (или планирует случайно собрать дань на чужих землях), будет видно из знаков на макрокарте. Для того, чтобы собрать налоги с чужого удела (до смерти великого князя) или захватить чужое княжество, нужно победить защитников в ратной битве. Выставлять защитников княжества нужно только в тех случаях, когда вы знаете, что будет атака. Собирать отряд «на всякий случай» не надо. Отряд на защиту города собирает и ведет князь, который владеет этим городом (или следует по своему изначальному приказу, если его не волнует нападение).

  • Победители усобиц получают славу, а проигравшие теряют ее.
  • С момента смерти великого князя Владимира усобицы — единственный способ забрать себе земли, которыми вы не владели.
  • В данном типе взаимодействий можно погибнуть!
Усобицы
Битва будет моделироваться молодецкой игрой «вышибала», последствия от поражения могут быть самыми трагичными.

Битва будет проходить на специальном поле, разделенным «крепостной стеной» (очень заметная линия). Защитники находятся в центре огороженного стеной пространства. нападающие могут подходить с любой стороны, но не могут заходить за стену.
Цель нападающих - выбить защитников снарядом (легкий мячик). Выбитый выходит из-за стен и более не участвует в сражении.

Защищающиеся могут поймать «свечку» (мяч, который после броска еще не коснулся земли). Тогда поймавший может вернуть в битву одного из выбитых. Если выбитых еще нет, то свечка пропала зря.

Снаряды, которые лежат на земле, выбивают защищающегося, если на них наступят. Но их можно выкатывать щитом.

Длительность битвы объявляется мастерами до начала усобицы, по умолчанию 10 минут. Мы протестируем на месте и можем изменить длительность, о чем будет сообщено до начала усобицы.

Защитники выигрывают, если по окончанию битвы в стенах остается хотя бы один человек.

Нападающие выигрывают, если были выбиты все защитники.

Человек со щитом имеет иммунитет к попаданиям от земли и не выбивается лежащими мячами. Но если в человека или щит попадают с воздуха (то есть мячом, который еще не касался земли), то витязь отбрасывает щит (отдайте его игротехнику, не надо оставлять под ногами). Пока витязь отдает щит, он игнорирует попадания, но не надо этим злоупотреблять. Поднимать чужой щит в процессе боя нельзя.
Пока щит в руках, витязь может им выкатывать мячи из-за стен.

Богатыри получают дополнительные мячи кроме тех, которые выдаются на старте.

Щит не ограничивает витязя в возможности ловить свечку. Для того, чтобы поймать, можно перекинуть щит на спину или повесить на руку. Правда, если поймать не удалось, то витязь остался без щита.

Витязь не выйдет на поле брани без оружия! Попадание по оружию считается попаданием по витязю.
Нападения половцев и печенегов
Об активности половцев и печенегов в том или ином регионе будет известно из макрокарты. Не обязательно реагировать на их появление немедля (в тот же цикл). Но если неприятель не был изгнан с русских земель, его силы будут увеличиваться и прогнать их будет все сложнее.

В атаке против половцев и печенегов может участвовать любое количество дружин. Но получить богатые дары от благодарных жителей приграничья сможет только один князь, что объявит себя победителем. Слава также достанется его дружине. Если участвовали несколько отрядов, то они сами решают этот вопрос между собой любым доступным способом (князья выставят своих поединщиков-витязей, которые раз на раз друг с другом вопрос решат; или как-то так случайно выйдет, что из всех князей в строю останется только один...)

Битва будет моделироваться молодецкой игрой, последствия поражения могут быть самыми трагичными. Игра, которая будет моделировать битву, может быть различной в зависимости от силы половцев и печенегов или каких-то иных обстоятельств.

  • В данном типе взаимодействий можно погибнуть! Как от рук половцев с печенегами, так и от рук других витязей!
Дурная удача (недоля)
Проигравшая сторона во время усобицы (нападения на чужой удел) и все раненные в сражении с половцами и печенегами тянут из мешка с рунами дурную удачу, последствия которой вас настигнут. Возможно, с ними сможет помочь ворожея.

Возможные последствия:
  • Вам повезло, отделались ссадинами и ушибами.
  • Смертельная рана — вы умрете до конца этого цикла макроРуси в любой выбранный вами момент. От некоторых смертельных ран вас может прикрыть побратим и своей жизнью пожертвовать, от недоли вас спася.
  • Травма, препятствующая участвовать в военных походах определенного типа или молодецких играх.
  • Постоянное увечье (слепота, усохшая рука и т.п.) с физическим (повязка на глаза) или игротехническим (не может использовать щит) последствием.
  • Дурная слава витязя.
  • Духовные недуги, связанные с вашими чувствами.

Содержимое мешка составляет мастер по известным ему правилам.
Число рун, которое вы вытянете, вам назовет мастер. В некоторых случаях персонаж может перевести свою дурную удачу на другого.