Обычаи и обряды
Этот текст содержит перечень культурных установок и обрядов, рекомендации по отыгрышу и указания на игротехнические последствия там, где они наступают.
Игротехнический эффект всегда начинает действовать со следующего цикла макроРуси, если не сказано иное.

Мышление
Это рекомендации для игроков, как им воспринимать окружающее из контекста мифологоческой поэмы.
Историческая недостоверность
Еще раз напомним: наша игра не является исторической реконструкцией, хотя сюжет и формируется с вниманием и уважением к русской истории. Женщины могут занимать те же роли, что и мужчины, в том числе и в обрядовой деятельности.
Думай как герой былин
Жизнь героев нашей истории проходит в мире, полном потусторонних сил, и многое, написанное далее в данном разделе — именно об этом.
Мы не сводим сверхъестественное до механик, чтобы не превратить непознанное в обыденное и сохранить былинный дух. И поскольку современным людям бывает сложно отстраниться от рациональных рамок, дадим краткие рекомендации (рискуя повториться):
  • Если для чего-то нет обыденного объяснения, то стоит искать сверхъестественное. И даже если оно есть, потусторонняя причина — всегда опция.
  • При выборе как поступить, доводы «духовно-традиционного» толка не менее весомы, чем путь практичности и эффективности.
  • Необычные истории, произошедшие за околицей (в том числе киевской), скорее достойны доверия, как бы фантастичны они ни были. Доверяйте нереалистичным объяснениям («да мою дружину три дня леший по лесу водил!») не меньше, чем реалистичным («да они просто пили в кабаке на другом конце Киева три дня!»).
Религия и ворожба
На игре миссионеры и религиозная вражда не предусмотрены.

Конфликты, аналогичные случившемуся при крещении Новгорода («Путята крестил мечом, а Добрыня огнем»), были связаны с борьбой против власти киевского стола над прочими городами. Христианство (и другие монотеистические религии) мистически никак не представлены в игре, функционал их посланников связан с летописанием и политической борьбой за власть.

Деятельность ворожей / волхвов не очень понятна непосвященным, но не осуждается сама по себе (подробно далее) и практически каждый в сложный момент обращается именно к ним.

Ворожба — это тоже часть потустороннего. Мы не советуем заявляться ворожеями или волхвами тем, кто любит понятный и измеримый эффект от своей игровой деятельности. Эти роли скорее для любителей творить нарратив.
Культурные скрепы
Это установки, о которых знают и которым следуют все жители Киева.
Магическое мышление и ворожба
Сверхъестественные сущности постоянно присутствуют в мире, непосредственно на него влияют и участвуют в человеческой жизни, поэтому привычно видеть в событиях, вещах и словах знаки высших сил.
Увидев примету — не забудьте поделиться ее толкованием с другими.

Также известно, что на окружающую реальность (обстоятельства, удачу, судьбу) можно воздействовать посредством ворожбы, которая тем эффективнее, чем более публичной она является (за редкими исключениями).
Скрытых ворожей на игре нет и быть не может — все знают, кто тайны ведает и к кому за советом идти. Брошенное ненавистником пожелание зла или, напротив, родительское благословение тоже могут повлиять на вашу судьбу — но если делом займется знающая ворожея, то результат будет надежней. Она и слова верные подберет, и к нужным духам обратится, и оберег поднесет.
Ворожить русскими законами не запрещено (хоть византийцы и не одобряют), а вот людям вредить — возбраняется. За порчу ворожею могут судить и казнить.
Двоеверие
Формально русские люди уже крещены, но Бог византийцев для них является новым княжеским богом Христом, покровителем Рюриковичей, которого Владимир привез из-за моря и поставил во главе над прочими, как и сам князь стоит.
Однако, хоть и нет в Киеве истуканов более, старые боги и духи местности продолжают жить на русской земле — ни сами Рюриковичи, ни тем более простой люд их не забыли. Противоречия традиционных бытовых обрядов с христианскими нет, они проводятся по-прежнему.
Рюриковичи, хотя и признают величие своего нового бога, привезенного из Византии, в большинстве своем сами пользуются своими обыденными именами, а не крестильными (и мы призываем вас особо не запоминать, кем был крещен ваш персонаж, а если его христианское имя не известно — не придумывать).

У византийцев, естественно, на этот вопрос свой взгляд. В тереме царевны Анны Византийской в ходу только христианские имена, большей частью греческого происхождения. Поносить языческих бесов и смотреть на «идолопоклонников» свысока — обычное дело для его домочадцев. Но это не религиозный вопрос, а вопрос влияния Византийской империи на молодую Киевскую Русь.

Например, никто не зовет молодого князя Святополка Петром (хотя Святополк определенно крещен). А как назвала мать Бориса, взятого на воспитание Анной Византийской и впитавшего культуру ее терема, никто и не упомнит уже.
Авторитет старших не подвергается сомнению
Старшие почитаются как носители мудрости, опыта и традиций. Их слово имеет решающее значение в семейных советах, а в княжеских — больший вес, чем мнение младших княжичей и княжон.
Веления старших не оспариваются (и это одна из причин, почему все ждут, чтобы великий князь Владимир назначил наследника киевского стола), но установленный порядок не исключает милости: можно кинуться старшему в ноги и просить о пересмотре решения.
Наиболее авторитетны персонажи с отметкой «наставник». Они однозначно старше всех прочих. Дети младше всех прочих. Если вы видите, что кто-то из юных киевлян недостаточно почтителен — тотчас пожалуйтесь на это старшим из его терема! Нельзя запускать воспитание молодежи.
Семья превыше всего
Боевое братство дружины или семейные узы, кровное родство или побратимство — такая связь накладывает обязательства на все стороны. Конфликт или ссора приемлемы, пока старший в роду не запретил их прямо — в конце концов, только так из сыновей и дочерей можно выбрать наиболее достойных! Но нет большего греха как перед княжеским богом Христом, так и перед старыми богами простого люда, чем запятнать себя убийством родича или побратима.
Отказаться от угощения — большое оскорбление
Угощение предлагают:
  • чтобы высказать уважение к вышестоящему;
  • как благоволение к стоящему ниже (тогда, как правило, это будет часть собственной еды, в том числе со своего стола на пиру);
  • чтобы подчеркнуть ваши особые отношения и товарищество между равными;
  • в качестве дара витязю при вступлении в дружину для военного похода Рюрикович прилюдно подносит чарку с хмелем заморским (подробнее про то, как уважением витязю высказать).
Рюриковичи — с властью приходит и ответственность
Потомки Рюрика любимы богами — именно поэтому они правят. Но можно лишиться божественного покровительства, если нарушать то, как заведено, или бесчестно обращаться со своими людьми.
В многочисленном княжеском роду вполне может оказаться окаянная паршивая овца, и горе тем людям, что выберут своим предводителем того, от кого отвернулись боги! Поэтому простой люд внимательно следит за тем, как поступают их князья, а князьям следует особо блюсти свою честь и обычаи.

Принадлежность к княжеской семье несовместима с занятием ворожбой, ведь княжеский бог Христос однозначно не покровительствует ворожеям.
Игротехнические последствия
  • Рюриковичи, пошедшие обучаться волшбе и/или ставшие ворожеей/волхвом, исключаются из борьбы за Киевский стол и больше не могут отдавать приказы на макроРуси.
  • Взявшие в супруги ворожею или волхва Рюриковичи получают штраф к княжеской славе из-за народного недоверия.
Когда ты не такой как все
Пренебрежение скрепами и обычаями или непроведенный к случаю обряд могут стать причиной неудач в ваших делах, да еще и «забрызгать» невезением окружающих
Поэтому, если будете отступать от принятых норм, о вас плохо подумают и осудят.

Если увидите, что их нарушает кто-то другой, — не держите порицание в себе и не замалчивайте!.. Выносить сор из избы не зазорно, а даже полезно, вдруг удастся отвести беду от себя и дома на непосредственного зачинщика. Расскажите как минимум трем людям.
Обряды прилюдные

Главное, что нужно знать про обряды и ворожбу: они происходят при всем честном люде (кроме нескольких исключений за околицей, которые оговорены в отдельном разделе).


Обращение к высшим силам — дело общественное и не любящее уединения. Духи и боги не заметят волхва, который тихонько шепчет в углу. Ворожат громко и явно — например, посреди главной городской площади или прямо перед дружинами, что в военном походе построились к бою.

Мы не ограничиваем ситуации, в которые вы можете позвать ворожею или волхва —делайте это в любой момент, когда вам кажется нужным и уместным!


Кроме ворожбы, прилюдно проводятся общеизвестные обряды, связанные с семьей — побратимство, сватовство, свадьба и тризна. Добро (товары и предметы роскоши) для таких обрядов будут добывать гости иноземные (купцы) «у варяг и греков».

Ниже для таких обрядов приведена канва — выделены основные точки, которые ожидаются от всех. Четкой ритуализированной последовательности действий нет, а у теремов Княжеского подворья есть для перечисленных случаев свои особенности. Если у вас есть сомнения, как устроить тот или иной обряд — Милада, мамка княжичей и княжон из домочадцев великого князя Владимира, достаточно сведуща, чтобы спросить у нее совета!


В малых селениях, где была традиция Ведающих — тех, кто хранит знания и обычаи рода, да говорит со сверхъестественным, они всегда вели все значимые обряды, в том числе семейные.

В городах же нет обязательства по обычаю включать ворожею в свой семейный обряд. Бывает, что зовут хоть одного волхва/ворожею хотя бы гостем «на всякий случай», чтоб не осерчали ни высшие силы, ни сами почтенные ворожеи за неуважение к ремеслу. Но на свое усмотрение вы можете не вовлекать ворожею совсем или, наоборот, договориться о ее более активном участии.


В некоторых обрядах упоминается пир на весь мир. Вы не обязаны накормить участников досыта, но хорошо бы, чтобы каждый терем ориентировался хотя бы на один случай, когда гостям будут предложены угощения и напитки (во время тризны, свадьбы или посвящения детей во взрослые).

  • На пиру обязательно произносятся здравицы (или скорбные речи, если повод печальный).
  • Если на пир не пришли сказители — то что это за пир!
Побратимство
Побратимы обмениваются оберегами / нательными иконами.
В каждом из теремов Княжеского подворья есть свои обычаи побратимства.
Это личный обряд — то, что вы признали своим названым братом/сестрой конкретного человека, не накладывает уз семьи на других ваших родственников.
Игротехнические последствия
  • Начиная со следующего цикла, побратим всегда может вступить в дружину своего названого брата/сестры из Рюриковичей без оказания необходимых почестей.
  • Побратимы сразу могут назначаться посадниками в города под контролем их брата/сестры (могут распоряжаться русскими товарами, которые привозят из этого города, принимать решение о строительстве церквей).
  • Побратим в любой момент после проведения обряда может убить своего побратима, для этого достаточно символически приложить к нему нож и произнести фразу-маркер: Не всякая кровь брату (сестре) верна.
Сватовство
Со стороны жениха к матери невесты приходят сваты — уважаемые люди. Чем более уважаемые люди просят за жениха, тем почетнее для невесты! (Великого князя Владимира сватом не зовите: он был бы рад помочь, но очень занят игротехническими государственными делами.)
От жениха семье невесты преподносятся дары (например, русские или заморские товары отлично подойдут! — как и голова недруга).
Невеста назначает жениху испытания в соответствии с традициями своего терема — а дальше уже его дело испытание пройти! Кто заданное исполнит, тот и поведет девушку под венец. Потому ежели она не согласна — то сватающемуся молодцу назначает такие испытания, пройти которые ему явно не под силу.
Игротехнические ограничения
  • Свадьба после сватовства состоится не раньше, чем в следующий цикл.
  • Жениться без сватовства нельзя.
Свадьба
Свататься можно и к мальцам (и от имени мальцов), но свадьбу сыграть — только взрослым.

На свадьбе устраивают пир на весь мир и молодецкие игры, в которых витязи могут сыскать себе воинскую славу (игротехнический пул доступной славы будет зависеть от масштаба события).
Свадьба начинается с выкупа — жених показывает семье невесты, что достаточно обеспечен, чтобы она оказала ему честь стать его женой. Витязи могут хвалиться своей воинской доблестью (никто из Рюриковичей не отдаст дочь за простого дружинника!), князья — славой княжеской и товарами.
Родители (родные или посаженые) дают молодым благословение. Если кто-то из молодых Рюрикович — брак также благословляет представитель христианского духовенства.
Молодые вместе сплетают венок, перевязывают руки рушником или зажигают свечи.
Молодым подносят кубок, из которого они по очереди выпивают. Отныне они муж и жена.
Игротехнические последствия
Муж княжны считается для ее братьев из того же терема побратимом с теми же эффектами (может его предательски убить, не требует оплаты для военного похода).

Обратите внимание: жене своей — славной полянице Рюрикович продолжает подносить дары со всем уважением!
Тризна
На тризне устраивают пир на весь мир и молодецкие игры, в которых витязи могут сыскать себе воинскую славу (игротехнический пул доступной славы будет зависеть от масштаба события).
Тризна — это не только и не столько прощание, но и торжество жизни над смертью. Покойный и его наследие — главные действующие лица, но если бы не было кому прийти его помянуть и остаться жить дальше — то наследие такое не имело бы ценности.
Собравшиеся произносят скорбные речи, поминая, каким человеком был покойный и какие его поступки будут помнить.
Волхв или священник преподносит старшему из наследников оружие или личную вещь покойного как знак преемственности.
Для Рюриковичей на тризну обязательно позовут представителя христианского духовенства, чтобы он произнес приличествующую случаю речь для княжеского бога Христа.
Посвящение детей во взрослые
Может состояться не раньше 20:00 субботы (то есть игротехнически статус детей до завершения последнего цикла военных походов не снимается). Не посвящайте всех детей скопом — только тех, кто делом доказал свою взрослость!
Испытания, которые они должны пройти, чтобы показать: я достоин! — назначаются в течение всей игры наставниками.
Конкретные обрядовые шаги каждый терем Княжеского подворья должен продумать сам.
Традиции теремов княжеского подворья

Каждая супруга князя Владимира происходит из своего региона и привносит для своей части семьи свои обычаи. Какие-то из них полностью уникальны, какие-то — добавляют личные элементы в общерусские обряды. Традиции терема обязательны для детей и внуков князя Владимира от возглавляющей терем супруги; и являются способом показать свое уважение или свою лояльность для других.


Особые традиции, существующие в каждом тереме:

  • Материнское благословение — фактически доступная любой матери часть ворожбы. Мать благословляет сына или дочь, когда они отправляются на большое свершение — это не короткое «ступай с богом», от сына/дочери также должны ожидаться обрядовые шаги. Происходит при всем честном люде, как правило — у крыльца терема.
  • Особенности сватовства. Вне зависимости от того, сватается сын или сватаются к дочери — от мужчины и женщины ожидаются определенные обрядовые шаги. Да, выяснить эти правильные шаги — тоже часть сватовства!
  • Особенности побратимства (названые братья или сестры) — хотя общая основа для всех одна, в каждом тереме есть какие-то свои черты: кто свидетельствует обряд (волхв? священник? воевода? кто-то еще?), какие особые формулы произносятся и т.п.

Также в каждом тереме есть здравница, которую обязательно произносят на пиру, и то, что обязательно сказать в скорбных речах на тризне.

Обряды за околицей

За стенами города, вдали от людских глаз, обращаются к старым богам и духам по нескольким личным, персональным поводам. Подробности проведения известны только ворожеям (и их ученикам). На что ворожат за околицей:

  • защита от сглаза или порчи, от последствий плохой удачи;
  • любовный приворот;
  • гадания (пробовать гадать могут даже обычные люди, не обученные ворожбе; но все знают, что ворожеи и волхвы читают и толкуют знаки надежнее; рассказать о том, как сложились знаки, ворожея может и внутри городских стен);
  • наведение порчи (известно, что порча никогда не действует мгновенно, но со временем может и в могилу свести; отправляться в поход, находясь под воздействием порчи, и тем более его возглавлять — головой рисковать, так можно ни за что помереть).

За околицей могут проводиться и другие обряды, про которые ведают только ворожеи.

Капище Велеса

Расположено рядом с Киевом и, с тех пор как было снесено в городе большое капище с остальными истуканами, не особо для обрядов используется. Люди оставляют подношения старому богу на ветвях священного дерева — записки с именами любимого, просьбами к Велесу или прочим старым богам, жалобами и похвальбой. Читать эти сообщения позволено только волхвам/ворожеям, да их ученикам. А прочим людям — грешновато.


Путь дозорных за околицу начинается от святилища Велеса.

Казни ворожей

Когда наслана злая волшба, есть разные способы защититься от нее.

Как сказано выше, за околицей можно поворожить о защите и, возможно, этого будет достаточно. Но если нет?


Известно, что гарантированный способ избавиться от злого заклятья — казнить ворожею, сотворившую его.

Опасность в том, что если обвинить и убить невиновного, то насланная волшба намертво встанет, жертвой скрепленная, и снять уж не выйдет. Поэтому действовать надо наверняка.


Чтобы обвинить ворожею в причинении зла людям, должны выступить трое людей из княжеской семьи — Рюриковичи и/или их супруги. Среди обвинителей может быть только один юный Рюрикович (персонаж с отметкой «дети»). До смерти великого князя Владимира его присутствие среди обвинителей обязательно.


Оправдаться от обвинения можно выйдя раз на раз с одним из обвинителей и победив его трижды. Для этого у ворожеи может быть защитник.


Если отбиться не получилось, то присуждается казнь способом угодным великому князю. Опасайтесь, ворожея перед казнью может вложить свою силу в пророчество — назвать одному любому из обвинителей условия его смерти и, будьте уверены, они сбудутся. Возможно, неожиданным для вас образом.

Старые боги и духи

Организованного почитания в Киеве уже давно нет, поэтому не возбраняется рассказывать сказки и домысливать богам дополнительный ассоциированный функционал.

Боги
Те, кому ранее в Киеве идолы стояли:
  • Перун — прежде был главным среди богов, покровитель воинов и громовержец (через это отвечает и за плодородный дождь).
  • Мокошь — богиня земли, плодородия, женского начала, а также прядения-ткачества и вообще женской работы; жена Перуну.
  • Стрибог — перунов небесный брат, бог ветров и воздушной стихии, гонит и тучи, и водные потоки; его чтут корабелы.
  • Даждьбог — олицетворение Солнца, дает благополучие и урожай.
  • Хорс — парный к Даждьбогу близнец, олицетворение Луны-Месяца.
  • Велес — бог хтони, подземного мира, скота и злата – Змей. Антагонист Перуна, его идол сохранился неподалеку от Киева, так как всегда стоял отдельно от прочих. Вдохновляет сказителей, покровительствует пастухам и купцам.

Кроме них, есть еще:
  • Мара — богиня смерти, что властвует над землей на пару с Мокошью (все, что рождено землей, умрет и в землю возвратится); также богиня снов и волшбы. Зима — ее время. В каких случаях обращаться — понятно. Почему идола в Киеве не ставили — тоже понятно.
  • Сварог — бог огня и кузнец, покровитель ремесел.
  • Заря — богиня рассвета, весны, ну и в целом обновления; про любовь — тоже к ней; невеста либо жена Солнцу-Даждьбогу; участница новогоднего мифа.
Низший пантеон — духи
  • Карачун — зимний дух повелитель мороза, холода и мрака, который укорачивает дни.
  • Леший/Лешачиха — хозяйский дух леса.
  • Водяной — хозяйский дух водоема.
  • Русалка — водная нелюдь, которая связана с плодородием, т.е. водой, дающей «зеленую жизнь». Есть мнение, что русалками становятся девушки, умершие до замужества или утонувшие.
  • Берегиня — хозяйский защитный дух земли, деревьев, растений.
  • Болотник/Болотница — хозяйский дух болота; считается что на болотах граница между миром живых и подземным миром мёртвых особенно тонка.
  • Кикимора — обитает в заброшенных жилищах за околицей; ее задабривают, чтобы помогала (или хоть не мешала) делать всякую “домашнюю” работу за околицей, не таскала вещи во время стирки, не пугала скотину на выгуле и т.д.
  • Яга — нелюдь страж границы между миром живых и мертвых (подземным), проводница мертвых на тот свет
  • Оборотень — нелюдь принимающая то человеческий, то звериный облик.
  • Навья — заложный мертвец, не получивший упокоения или позабытый предок, не получающий поминовения, и злобствующий по этому поводу; соответственно ассоциируется с несчастьями, но можно и задобрить; может быть бестелесным призраком.
  • Упырь — нежить, заложный мертвец, не получивший упокоения (не захоронен, много и злобно колдовал при жизни и пр); встает из могилы, вредит людям и скоту, пьёт их кровь, наносит ущерб хозяйству.