Двоеверие
Формально русские люди уже крещены, но Бог византийцев для них является просто новым княжеским богом, покровителем Рюриковичей. Ни сами Рюриковичи, ни тем более простой люд никак не отрицают и языческих верований. Конфликты, аналогичные случившемуся при крещении Новгорода («Путята крестил мечом, а Добрыня огнем»), были связаны с борьбой против власти киевского стола над прочими городами. Проповедников и религиозных противоречий на игре не будет.

Рюриковичи, хотя и признают величие своего нового бога, привезенного из Византии, в большинстве своем сами пользуются своими обыденными именами, а не крестильными (и мы призываем вас особо не запоминать, кем был крещен ваш персонаж, а если его христианское имя не известно — не придумывать).

У византийцев, естественно, на этот вопрос свой взгляд. В тереме царевны Анны Византийской в ходу только христианские имена, большей частью греческого происхождения. Поносить языческих бесов и смотреть на «идолопоклонников» свысока — обычное дело для его домочадцев. Но это не религиозный вопрос, а вопрос влияния Византийской империи на молодую Киевскую Русь.

Например, никто не зовет молодого князя Святополка Петром (хотя Святополк определенно крещен). А как назвала мать Бориса, взятого на воспитание Анной Византийской и впитавшего культуру ее терема, никто и не упомнит уже.
Историческая недостоверность
Еще раз напомним: наша игра не является исторической реконструкцией, хотя сюжет и формируется с вниманием и уважением к русской истории. Женщины могут занимать те же роли, что и мужчины, в том числе и в обрядовой деятельности.
Обряды
Будут общерусские обряды, которые должны соблюдать все. Добро (товары и предметы роскоши) для таких обрядов будут добывать гости иноземные (купцы) «у варяг и греков» (подробности в модели макроРуси).

Примеры общерусских обрядов:
  • Пир на весь мир: каждый Рюрикович, чтобы показать щедрость своего княжеского рода, временами устраивает застолье — себя показать, верных дружинников отметить.
  • Торжественные проводы дружины в поход.
  • Побратимство и клятвы верности.
  • Женские гадания в светелке.

Также славянам всегда стоит быть готовым к похоронам и свадьбам (тем более, что для признания молодого Рюриковича серьезным претендентом на любой стол, стоит иметь и супруга, и желательно — детишек)! Мы составим примерные рекомендации, но ждем, что похоронный / свадебный обряд будет отличаться в деталях в зависимости от того, терем какой из супруг князя поддерживают устроители.

Каждая супруга князя Владимира происходит из своего региона и привносит для своей части семьи свои обычаи. Их мы попросим придумать внутри теремов и они будут касаться определенного требуемого поступка или деятельности (например, обряд, требующий выйти за границы города; обряд, определяющий удачу будущего свершения и т.п.).

Игра начнется, разумеется, с пира на весь мир, который будет устраивать сам киевский князь Владимир. В дальнейшем наших героев ждут и похороны князя (возможно, не одного), и посвящение детей во взрослых.
Приметы
Увидев примету — не забудьте поделиться ее толкованием с другими. Мы подготовим атмосферные рекомендации, но надежнее всего — проявить в этом деле активность! Ваша искренняя реакция на женщину с пустым ведром важнее механики.

Некоторые приметы и знаки будут видны на карте Руси в модели борьбы за власть.
Думай как герой былин
Жизнь каждого героя нашей истории проходит в мире, полном потусторонних сил. Мы считаем, что сведение этих сил до механик превратит непознанное в обыденное и убьет былинный дух, так что ограничимся рекомендациями:
  • Многие вещи можно легко объяснить воздействием потустороннего — неудачи, болезни, даже смерти. Если для чего-то нет обыденного объяснения — стоит искать объяснение потустороннее.
  • Защититься влияния от потустороннего можно, соблюдая обряды и следя за приметами. Но если вас хочет отравить ворожея — то и этого может не хватить.
  • Необычные истории, произошедшие за околицей (в том числе киевской), скорее достойны доверия, как бы фантастичны они ни были. Доверяйте нереалистичным объяснениям («да мою дружину три дня леший по лесу водил!») не меньше, чем реалистичным («да они просто пили в кабаке на другом конце Киева три дня!»).
Ворожба и волхование
Деятельность ворожей и волхвов совершенно непонятна обывателям (даже если они из княжеской семьи), но сама по себе не осуждается и каждый в сложный момент обращается именно к ним.
Известно, что ворожеи могут недуг наслать (даже до смерти потравить) или исцелить, помочь войску в бою или помешать, с ветром и зверями лесными поговорить. Естественно, в толковании примет им равных нет.

Для ворожбы и волхования используются элементы из обрядов и приметы, наговорные письма, собранные за околицей ведовские травки и необычные предметы.

Христианство и другие религии мистически никак не представлены, функционал их посланников связан с летописанием и политической борьбой за власть.
Важно знать. Ворожба — это тоже часть потустороннего. Мы не советуем заявляться ворожеями или волхвами тем, кто любит понятный и измеримый эффект от своей игровой деятельности. Эти роли скорее для любителей творить нарратив.