Богатырская слава
Витязи (и поляницы) — это те люди, которые на самом деле определяют, в чьих же руках власть. Будь ты крайне коварен или весьма сладкоречив, ничто тебе не поможет, если дружина оружно поддержит другого Рюриковича!

Каждый витязь носит браслет витязя (выдается мастерами), на который нанизаны бусины богатырской славы. Любой из них хочет остаться в истории былинным богатырем. Единственный способ этого достичь — выбрать и поддержать правильного княжича или княжну! Да не только такого, что сам своё имя в историю впишет, а такого, что и о своих верных соратниках не забудет. 
Сила витязя
При увеличении силы витязя всегда получается новое прозвание.
Дружинник
Ему только предстоит заработать свою славу.
Отроки, воспитывающиеся при дружине, по силе равны рядовым дружинникам, но стать старшим могут только после обряда принятия во взрослые (в конце игры).
Старший дружинник
  • Может использовать щит в военных походах.
  • Может быть побратимом князя.
Богатырь
  • Обязательно имеет прозвание, описанное в летописях.
  • Имеет гейсы (личные запреты и зароки — «не может отказать в вызове раз на раз», «всегда отзовется любому княжичу, который его в дружину позовет» и т.п.). После возвращения из каждого нового военного похода богатырь при всем честном люде принимает новый гейс от ворожеи или священнослужителя, этот гейс записывается в летописи.
  • Имеет особые способности, в том числе уникальные для каждого богатыря (выдержать больше попаданий, игнорировать пятнание и т.п.)
  • Может использовать щит в военных походах.
  • Может быть побратимом князя.
Слава богатырская при увеличении силы витязя, естественно, не тратится. Как добрая, так и дурная слава остаются с вами до самой смерти.

Уровень славы для каждой ступеньки силы витязя будет объявлен перед игрой, ориентир:
  • чтобы стать старшим дружинником — надо быть славным хотя бы пятью делами, два из которых связаны с участием в усобицах или защите Руси от половцев и печенегов;
  • чтобы богатырем прослыть — старшему дружиннику надо против половцев и печенегов успешно сходить и трижды в усобицах победителю подсобить! А всего у будущего богатыря должно быть не меньше двенадцати дел, которыми он прославлен (включая истории из дозоров, защиту караванов и пр.).

Дурная слава из числа, необходимого для увеличения силы витязя, вычитается и «закрывает» дела, связанные с усобицами и защитой русских границ от половцев и печенегов.
Как получить славу богатырскую?
  • Победи раз на раз витязя бо́льшей силы во время молодецких игр. Игры молодецкие всегда устраиваются в рамках конкретного обряда: на тризне, похоронах или свадьбе.
  • Пусть сказители и летописцы опишут твои победы (или неудачи): витязи упоминаются одновременно с хулой / похвальбой конкретного князя и влияние на славу богатырскую такое же, как и на славу княжескую! С одним упоминанием князя может быть связан только один витязь.
  • Участием в усобицах на выигравшей стороне.
  • Участием в защите русских границ в числе дружины князя, который половцев с печенегами победил (это всегда только одна дружина из отправившихся к границам).
  • Караванщики с подворий славят витязей, которые их охраняли. Но чтобы повысить свою силушку, надо границы защитить или князя в походе против чужого города поддержать!
  • В дозорах за городской околицей тоже бывает, что можно славу обрести.
Для чего еще слава богатырская?
  • Чтобы стать славным богатырем, чье имя в летописный сказ вписано будет!
  • Чтобы княжну в жены взять, нужно хотя бы старшим дружинником по силушке быть!
  • Чем менее славен витязь, тем с меньшими почестями закуски да чарки с напитками ему в корчмах киевских подносят. Могут и вовсе прогнать, будь он хоть богатырь, если слава о нем сплошь дурная идет!
Почести витязям
В зависимости от славности витязя для его участие в походе Рюрикович должен оказать ему почести иноземными товарами. Физический компонент — чаша с напитком, которой угощается из рук князя витязь, после чего игротехнические маркеры от товаров князь прикрепляет к списку дружины.

Дружинники и воспитываемые ими отроки заслуживают набора из трех иноземных товаров, старшие дружинники — из четырех. Богатыри ждут подношений в шесть товаров, один из которых должен быть конкретным для этого богатыря (и не обязан быть иноземным).

Если князь зовет в свою дружину взрослого родича из Рюриковичей, то всегда оказывает ему почести, как старшему дружиннику. Но отроки из Рюриковичей (персонажи с отметкой «дети»), как и все прочие отроки, заслуживают подношения из трех иноземных товаров. Сила витязя у Рюриковичей не изменяется.

Иноземные наемники с гостевых подворий в начале игры равны по славе рядовым дружинникам, в дальнейшем их сила витязя прирастает по общим правилам.
Купеческая слава
На игре есть три торговых подворья и три основных торговых маршрутов — от греков, от варяг и от арабов. Основная торговая операция — сдача мастеру макроРуси «набора товаров»: в набор входят уникальные товары (как привозимые на Русь, так и производимые в русских городах).

Разными наборами Рюриковичи оказывают почести витязю, которого берут в поход, оплачивают строительство церкви или монастырей в своем уделе.
Главы подворий используют наборы в «торгах» за выбор направления и покупают купеческую славу (победные очки экономической игры). Самое успешное подворье развивает свои торговые маршруты.

Самый длинный набор товаров — 12. Некоторые обряды, славные поступки или почести могут требовать определенных наборов товаров.

Украсть любые товары, кроме как ограбив караван, невозможно.
Иноземные товары
Нужны для того, чтобы почести витязям оказать, дар невесте принести да обряд справить.
  • Медовуха
  • Кость
  • Вино
  • Пряности
  • Шелк
  • Серебро
* Каждому подворью соответствует один его любимый маршрут, с него караваном этого подворья привозятся дополнительные товары. Этот же маршрут является стартовым для первого цикла игры.
«Бонусные» товары выдаются только купцам подворья, при ограблении каравана они сгорают.
Русские товары
Нужны, чтобы в городах церкви да монастыри новые закладывать, дар невесте принести али обряд справить
  • Воск
  • Мед
  • Меха
  • Соль
  • Железо
  • Брага
Товары получает князь/княгиня в конце цикла, если окрестности города не подверглись разграблению (при успешном «сборе налогов» в усобицах получает атаковавший, после смерти князя Владимира также контроль над городом переходит нападавшим при успехе).
Содержание теремов Княжеского подворья
В начале цикла (до конца первого часа, в фазе приказов) супруга великого князя может взять у мастера макроРуси три одинаковых иноземных товара (из доступных вариантов).

Терема Княжеского подворья содержатся только до тех пор, пока жив великий князь Владимир. Сразу же после его смерти содержание супруг прекращается.
Развитие торговых маршрутов
Глава подворья, заработавший в цикле больше всего купеческой славы (сдавший самый длинный набор товаров) получает возможность добавить своему подворью «безусловный доход» из доступных наборов — товары, которые в любом случае будут получаться подворьем (вне зависимости от успеха караванов). Появление такого дохода показывает возрастающую успешность торговли с Русью, которая выражается в большем доверии со стороны местных купцов.
Тайные тропы
Некоторые персонажи обладают возможностью один раз за игру гарантированно привести караван в точку назначения, миновав все опасные засады лихих людей.
  • Заявить, что караван пойдет тайными тропами, требуется до его отправления.
  • Проводник обязан быть в числе караванщиков подворья.
  • Знающий тайные тропы отдает карту с тропами игротехнику в начале маршрута. По маршруту со всеми караван не идет!
  • Груз считается автоматически доставленным караваном в полном объеме, включая бонусные товары, если они предполагались.
Глава подворья
На каждом подворье всегда есть глава подворья и его поручник (на начало игры отмеченные в сетке ролей). Персонажные отношения между главой подворья и его поручником могут быть разные: от знатной девушки на попечении опытной купчихи до мальчика-подай-принеси при зажиточном иноземном госте.

Все торговые приказы отдает глава подворья, у него нет времени тренироваться с оружием или заниматься сказаниями (т.е. если у главы подворья была прошлая профессия — он от нее отказывается; обратное тоже верно — можно вовсе бросить торговые дела и найти иное призвание). Если глава подворья не может больше отдавать приказы (не важно, умер или выяснил, что его прельщает карьера летописца) — главой подворья становится поручник, который в свою очередь назначает себе нового человека в подмогу. Если по какой-то причине эта цепочка прервется — новый глава будет назначен жребием среди живущих на подворье.

Торговые приказы:
  • выбор маршрута каравана (в порядке, определенном торгами);
  • назначение конкретных караванщиков в поход;
  • распоряжение иноземными и русскими товарами на складах подворья.

В начале цикла определяется, кто пойдет на какой маршрут. Для этого каждое подворье делает ставку набором товаров, начиная с подворья, которое получило меньше всего купеческой славы в последний цикл. Чтобы встать выше — надо заплатить набор из бо́льшего числа товаров, чем уже потрачено другим подворьем. Платить столько, сколько уже выставлено, нельзя. После этого в порядке убывания «объемности» уплаченных наборов выбираются маршруты.

При равнозначных ставках (в том числе если ставку решили не делать) порядок выбора маршрутов остается прежним.

Глава подворья называет двух людей, которые пойдут в качестве караванщиков. Если эти люди витязи — они могут бросить товар и защищаться от попыток ограбить их лихими людьми (не забудьте знак своего статуса витязя — оружие!).

Обратите внимание, что брошенный на маршруте груз могут подобрать и унести два любых персонажа, противодействовать им можно только в рамках правил молодецкой игры!

После прохода караванов в конце каждого цикла подворья сдают наборы товаров макроРуси и получают столько купеческой славы, насколько был разнообразен этот набор: если из 12 товаров — то +12, если 1 — то +1.

Сдать больше одного набора по итогам цикла нельзя, но можно набор вовсе не сдавать.
Выбор маршрута каравана
(примеры торгов)
  • Пример: все делают ставки.
    Новгородское подворье сейчас неудачно торговало и получило меньше всех купеческой славе в прошлом ходу. Оно делает ставку первым: платит 2 товара – Медовуха, Кость. Норвежское подворье платит 3 товара – Медовуха, Кость, Вино. Византийское подворье платит 4 товара – Медовуха, Кость, Вино, Пряности.
    Выбор маршрутов:
    Византийское (4 товара) – выбирает первым.
    Норвежское (3 товара) – выбирает вторым.
    Новгородское (2 товара) – остается с последним маршрутом.
  • Пример: кто-то пасует.
    Новгородское подворье платит 3 товара – Шелк, Серебро, Кость. Византийское подворье платит 4 товара – Шелк, Серебро, Кость и добавляет еще русскую Брагу. Норвежское подворье пасует, решая сэкономить ресурсы.
    Выбор маршрутов:
    Византийское (4 товара) – выбирает первым.
    Новгородское (3 товара) – выбирает вторым.
    Норвежское (пасовало) – получает последний оставшийся маршрут.
  • Пример: борьба за лучший маршрут.
    Норвежское подворье платит 3 товара – Медовуха, Кость, Вино, думая, что вряд ли кто-то решит бороться и они выберут маршрут первыми. Но у других купцов есть конкретные планы!
    Византийское подворье платит 6 товаров – Медовуха, Кость, Вино, Пряности, Серебро и Шелк. Новгородское подворье решает повысить ставку, хотя иноземных товаров у него только 5 товаров – Медовуха, Кость, Вино, Пряности, Серебро. Но новгородцы прибавляют русские Меха и Воск и вот уже ставкой в 7 товаров выбили себе право первыми выбирать маршрут!
    Выбор маршрутов:
    Новгородское (7 товаров) – выбирает первым.
    Византийское (6 товара) – выбирает вторым.
    Норвежское (3 товара) – остается с последним маршрутом.
Княжеская слава
Главный приз игры — Киевский стол. Княжить в Киеве станет тот Рюрикович, кто к концу игры наберет больше княжеской славы.

Ориентир бонуса/штрафа в модели:
  • большой — 8-10;
  • средний — 4-7;
  • маленький — 1-3.

Можно уйти по славе княжеской и в минус. Вот такое у вас будет историческое наследие!
обобщающая схема выигрыша по княжеской славе для Рюриковичей и для теремов супруг великого князя.
Слава терема супруги великого князя
Каждый терем супруги великого князя Владимира настолько славен, насколько славны ее дети и внуки (в том числе усыновленные) — это сумма личной княжеской славы всех Рюриковичей терема плюс бонусы и штрафы за:
  • выполнение особых условий;
  • устроенные на широкую ногу обряды.

В том случае, если в тереме остались только отроки (персонажи с отметкой дети) и их берет под свою опеку другая супруга князя — их слава переходит в этот терем.

У теремов супруг великого князя есть особые условия (известны всему терему, включая домочадцев), которые поднимают или опускают славу терема при их реализации. Примеры особых условий:
  • У Рюриковича из конкретного другого терема есть такой-то стол в княжении.
  • Рюрикович этого терема занимает конкретный княжеский стол.
  • Заключен брак с такой-то семьей.
  • Конкретный княжеский стол объявил о своей независимости.
Эти условия применяются к княжеской славе терема мгновенно и могут быть вычислены на игре (или просто рассказаны персонажами).

Умершие из битвы за Киевский стол выбывают (но терем их матери продолжает учитывать княжескую славу погибшего отпрыска в борьбе супруг князя за место в истории).

Рюрикович может дополнительно потратить товары на устройство обряда своей матушки — тогда ее терем получит дополнительный бонус к общей славе:
  • маленький — за 6 разных потраченных товаров;
  • средний — за 9;
  • большой — за 12.
NB! Это не является требованием для проведения обрядов! Но если ваш обряд проводится на действительно широкую ногу — слава об этом может и в веках прогреметь.
Если обряд требует потратить какие-то ресурсы сам по себе, то для получения славы надо потратиться сверх установленного минимума (например, потратить воск + мех + вино на свадьбу, а еще набор из шести разных любых товаров — чтобы придать мероприятию размах).
Личная княжеская слава
На княжескую славу влияют следующие события (далее написано, приносят они бонусы и/или штрафы и при каких условиях):
  1. Княжение в городе
  2. Защита русских границ от половцев и печенегов
  3. Упоминание в сказаниях и летописях
  4. Супруг (или супруга) — прославленный богатырь
  5. Супруг (или супруга) — известная ворожея
  6. Развитие городов
  7. Феодальная раздробленность.
Княжеская слава по результатам цикла видна всем на карте макроРуси.
  • 1. Княжение в городе.
    До смерти князя Владимира столы распределяются им самим каждый цикл (по закрытым правилам). После смерти — фиксируется принадлежность городов тем, кто ими управлял в этот момент. Дальше получить или потерять стол можно только в бою.

    До смерти князя Владимира. Если окрестности города не подверглись разграблению, княжеская слава контролирующему город не добавляется, но и успешно «собравший налоги» на чужой земле не получает княжеской славы (только товары).

    После смерти князя Владимира атаковавший получает контроль над городом и княжескую славу этого города за этот цикл.

    Если город под вашим княжением разграбляли / атаковали в усобицах, а вы не выставили дружину на защиту, вы получаете средний штраф к княжеской славе.

    Князь может назначить в своей город посадника из числа своих побратимов. Посадники могут распоряжаться русскими товарами, которые привозят из этого города, принимать решение о строительстве церквей. Для защиты города в усобицах всё еще требуется дружина, возглавляемая его князем.
  • 2. Защита русских границ от половцев и печенегов
    Княжескую славу всегда получает только один Рюрикович, который будет главным героем этого военного похода. Бонус победителя — средний.

    В том случае, если никто не оборонял границы Руси, управляющие русскими городами (всеми или отдельными *) получат штраф от малого до большого, в зависимости от силы собравшихся половцев и печенегов.

    * Некоторые персонажи могут подкупить кочевые племена, чтобы они напали на конкретный город или города.
  • 3. Упоминание в сказаниях и летописях
    Каждый летописец или сказитель может дать маленький/средний штраф и маленький бонус к княжеской славе раз в цикл.
    • Летописи подписываются и размещаются рядом с макроРусью — каждый киевлянин может их прочитать.
    • Сказители рассказывают свои истории во время пиров на весь мир (за ними присмотрит игротехник). Сказания не терпят приватности, а ждут масштаба!
    • Если в летописи или сказе хулится князь из пяти самых славных на Руси — то штраф будет средним. Во всех остальных случаях — малый.

    Будьте однозначны — если мастер не может понять, хвалите вы или хулите, не будет ни штрафов, ни бонуса.

    Витязи, упомянутые вместе с хулимым князем, получат дурную славу на свой браслет.

    Врать нельзя (как и у зимнего костра), но можно добавить подробностей. Допустимы преувеличения, красочные описания и акценты на деталях, чтобы история стала ярче и увлекательнее. Главное — не искажать при этом сути.
  • 4. Супруг (или супруга) — прославленный богатырь
    Если Рюрикович женат на полянице (или замужем за витязем) силушки богатырской, то получает маленький бонус. Бонус снимается, если Рюрикович овдовел.
  • 5. Супруг (или супруга) — ворожея (волхв)
    Если Рюрикович женат на ворожее (или замужем за волхвом), то получает большой штраф. Не доверяет народ русский ворожеям управлять собой! Штраф снимается, если Рюрикович овдовел.
  • 6. Развитие городов
    Князь (или его посадник), управляющий городом, может потратить определенное число товаров на то, чтобы заложить там церковь или монастырскую обитель (не забудьте придумать красивое название!). После этого город начинает приносить больше княжеской славы каждый цикл (см. максимальный бонус в соответствующей колонке), а князь-строитель получает маленький бонус к своей княжеской славе.
  • 7. Феодальная раздробленность
    После смерти князя Владимира любой князь (не посадник!), управляющий одним из русских городов, может объявить, что отныне у него — независимое княжество. С этого момента все Рюриковичи, находившиеся на лестнице княжеской славы выше него, получают временный большой штраф, пока в результате усобиц этот город не будет возвращен в состав Руси. После этого штраф снимается.

    Независимость объявляется в момент прохода торговых караванов (последняя фаза каждого цикла).
Прозвание
Дружинник, ставший более славным витязем, или Рюрикович, завоевавший себе новый стол, получают прозвание.
Чествуемый зовет своих друзей да недругов (хотя бы трех, но больше — славнее!), а также летописца в кабак — историю рассказать, как добился он славушки своей, и прозвание получить! Ворожеи, священнослужители и сказители могут приходить без спроса и рассказать любое число историй о чествуемом, в шапку кинуть по два слова за каждую.

Каждый из приглашенных рассказывает историю и кидает в шапку два слова, что связаны с чествуемым витязем. Потом сказитель/летописец тянет два слова из шапки и составляет из них прозвание для витязя.

Если на чествования пришло меньше трех друзей или недругов — кабатчики сами прозвание дадут, да пообиднее.

Прозвание богатыря или Рюриковича обязательно должно быть записано в летописях, а к дружинникам может и не приклеиться еще!
  • Как витязя Светляка Волчьим Хвостом прозвали
    Рассказывает Ратибор, друг чествуемого витязя — Светляка:
    — Пошли мы новгородцев бить, что налоги князю не платили, встали на пути лагерем… Да вдруг налет, не любили нас тогда новгородцы! Все к оружию, а Светляк — исчез. Подумали, что струсил али погиб, первой стрелой же пораженный. А он — обогнул реку, вышел сзади и вырезал вражий стан. Хитрый Волк он сущий! Любит в слабое место бить.
    А Лютава-поляница не любит Светляка и такое сказывает:
    — Да как мы шли за новгородцами — так Светляк прицепился без спросу, полз сзади, спутал дело, волочился за настоящими воинами! Настоящий Репейный Хвост!
    И еще несколько витязей слово свое молвят, в шапку прозвища кидают. Славный сказитель Щегол Боянович достает два и говорит:
    — Быть Светляку теперь Волчьим Хвостом, потому как увидят его противники — так и бегут сразу! Вот и под Новгородом так было, и былину сейчас об этом вам поведаю…